Социализирующие функции религиозных организаций.

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ из запамятных времен. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором.

В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего - более шестидесяти вероисповеданий различного направления). Украина конечно тоже не ограничивается православным христианством, но остальные религии здесь менее популярны чем в России.  Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих, что может рассматриваться как плюс, так и минус, так как наровне с традиционными религиозными течениями, все популярней становятся и другие (братства, секты и.т.д), которые тоже ведут оживленную пропаганду .

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны. Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизованный, а в организациях ряда восточных конфессий - институциональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций:

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии. Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека.

Религиозное воспитание.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие момент  .

Как уже упоминалось выше, религия издавна занимала первые позиции важности в жизни человека.  Это очень глубокая тема, поэтому в этой работе мы не будем искать исторические истоки происхождения религий и отдельных Богов, так и психологической факторов, которые приводили человека, и даже целое общество к созданию и поклонению высшим силам. И конечно же это не могло не повлиять на воспитание человека , его взгляды, и социализацию в общем. Но, одно дело когда мы говорим о средневековом обществе, и другое о современном, информационном. Даже не смотря на то, что мир, да и само общество во многом изменились, а в кое-чем стали просто совершенно другим, религии так и остаются, все больше забывая при этом свое предназначение, а именно развивать и просвещать человека в духовном аспекте.

Вместо этого мы наблюдаем как религиозные конфессии становятся неотъемлемой частью политики, бизнеса и законодательств. Естественно этот факт дает и рождает определенные взгляды на религию в процессе социализации личности. Конечно нельзя отвергать тот факт, что святые писания могут, и часто приносят огромный вклад  в развитии у человека необходимых для общества качеств, таких как любовь, доброта, почитание ближнего своего и.т.д, но исходя из того что все святые книги написаны в виде притч, они могут и трактоваться по разному. И здесь получается ситуация, что религия как ножь, может служить на благо человеку, а может и быть орудием для убийства, смотря в чьих руках этот нож находится. Исходя из этого можно допустить, что все таки не религия учит человека, а человек учит религию отталкиваясь от своих нравственных убеждений (данных психологическими особенностями характера и способностей, или воспитанных окружающей средой) Это мощный инструмент, позволяющий воспитать как высоконравственного члена общества, так и фанатика, который будет не терпим к остальным религиозным течениям, мировоззрениям, нациям, что часто приводит к конфликтам, войнам и ненависти.

Так, американский психолог Робб Уиллер из Калифорнийского университета сделал удивительное открытие: люди, склонные отрицать существование бога (атеисты), а также люди, не имеющие выраженного мнения по вопросу существования бога (агностики), проявляют в повседневной жизни намного больше сочувствия и сострадания, чем люди, входящие в общину американских протестантов.

В частности, социологические и психологические эксперименты группы учёных под руководством Уиллера показали, что неверующие люди чаще испытывают желание защищать слабых сограждан, также они намного более охотно и активно жертвуют деньги на благотворительность. По мнению исследователей, такое положение вещей обусловлено тем, что неверующие люди руководствуются своими эмоциями и чаще поступают так, как велят они.

Верующие люди, в свою очередь, больше заботятся о том, чтобы их действия уложились в доктрины религиозного учения, также они стремятся сохранить свою репутацию, а эмоции вроде сострадания для них находятся на втором плане. Психологи, между тем, предостерегают от отождествления понятий “человек верующий” и “человек религиозный” – по их словам, эти понятия всё-таки разные. Российские психологи, в свою очередь, выразили уверенность, что эксперименты Уиллера, проведи он их в России, показали бы противоположные результаты: протестанты ценят личный успех и статус (то есть деньги), тогда как католики и православные основывают своё поведение на понятиях милосердия .

И так если подвести итог о роли религии в социализации человека, можна сказать что религия действительно всегда была, и наверняка еще долгое время будет неотъемлемой частью общества, что в свою очередь просто не может не сказаться на влиянии ее в процессе социализации отдельного члена так и общества в целом, но в положительную ли сторону эта социализация будет проходить или в отрицательную -это зависит от политического строя страны, психологических особенностей индивидуума и его окружения.

Теги: 

Статьи по теме:

В последнее время ислам стал наиболее привлекающей своего внимания религией, и к сожалению преподносят нам эту религию почему то только с двух позиций:

А что мы все об исламе да исламе? Вот что выкинула группа православных активистов.

К одной из важнейших проблем современности с уверенностью можна отнести и проблему межрелигиозных отношений.



Комментировать

корпор_ия: