В чем смысл жизни?

смысл жизни

Смысл жизни-одна из самых больших загадок мироздания и бытия. Вопросом о смысле жизни интересовались во все времена, но ответ так и не найден до сих пор. Самой огромной ошибкой в поисках смысла жизни является то, что все предлагаемые теории рассматривают только смысл жизни человека, а не жизнь всего живого на земле. Как можно до сих пор думать, что человек есть совершенно иным живым существом, который живет по отдельным от всего живого на планете законам? Именно по этому люди никогда не найдут истинный ответ на этот вопрос, так как ищут в очень узком для этого вопроса направлении.

Да, человек по нашему мнению самое разумное существо на планете, и только человек может задавать подобные вопросы. Вспоминается как говорил Фрейд:

Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен.

Конечно это не так, и это хорошо что мы пытаемся найти ответы о мире, что нас окружает, но порой в своих ответах мы заходим так далеко, что Фрейд становиться прав.

Далее мы попытаемся сделать обзор на существующие ныне теории смысла жизни, и со своей точки зрения сделать их краткий анализ. Анализ выделен красным цветом.

Смысл жизни в античной философии.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений

Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

То, о чем и писалось в начале статьи, рассмотрения проблемы идет только в одном направлении, только для человека.

Иррационализм Артур Шопенгауэр.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Хоть Шопенгауэр и рассматривает проблему только для человека, но если убрать слово "люди", и заменить "живые существа", то вырисовывается очень интересная мысль. Действительно, все живое брошено на произвол, и жизнь похожа на ад, где все должны бороться за выживание и все течет по принципу случайно складывающих обстоятельств.

Экзистенциализм.

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал:

«Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

Отлично сказано, но все таки причина рождения жизни должна существовать, ровно как и смерть, иначе теряется смысл самого рождения.

Нигилистские взгляды.

Ф.Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

Действительно, все живое на земле только и ждет появления сверх человека... Ницше здесь точно не попал даже и близко разгадке этой тайны.

Позитивистские взгляды.

Вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Полностью согласен, но независимо от того говорим мы или нет, понимаем это или нет, во вселенной ничто не происходит просто так, и если что-то есть, то это должно выполнять определенную функцию.

Прагматизм.

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как:

«Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. 

Тоже очень интересный взгляд, но довод упирается в субъективный анализ человека своей жизни и ее ценностей, а как же тогда быть с существами не способными к такому анализу?

 Смысл жизни в религиях.

Чтобы охватить взгляды религий на этот вопрос нужно писать отдельную книгу, ясно одно, у каждой религии свой взгляд на это.

Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем». Именно эти слова цитирует апостол Павел проповедуя Афинянам — (см. Деян. 17:28). Убеждение здесь состоит в том, что мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления. Решение уверовать в такую власть называется «Шаг веры»  и, в очень большой степени, эта вера определит смысл жизни.

Резюмируя все вышесказанное, становиться ясно, что поиск ответов на вопрос о смысле жизни остается из области поиска Бога, души, мысли, то есть ту область, которую невозможно доказать или опровергнуть, но одно я могу сказать с полной уверенностью, искать вопрос нужно не в контексте человеческого вида, а жизни во вселенной в целом! Однозначно, жизнь во вселенной выполняет определенную функцию, и эта функция скорее всего есть одним из самых важных условий существования самой вселенной. Вот только какого?


Статьи по теме:

Любовь и ссора

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого, пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном.

Только фальшивые люди последовательны. Настоящий человек противоречив. Он совершенно свободен. Он настолько свободен, что может позволить себе сегодня быть одним, а завтра совершенно другим.



Комментировать

ма_ональдс:

Комментарии

Аватар пользователя dmitriy

смысл жизни в самой жизни и никакого смысла нет

Аватар пользователя Владимир Шебзухов

Однако

Владимир Шебзухов

Жил-был на свете столяр.
Он делал табуреты.
Прожив своё на Свете,
Достойно мастер помер.

Уж до Небес добрался.
(Не требовалось сил).
«Кем на земле ты звался?» --
Господь его спросил.

«Я спец по табуреткам!
Их много у меня.
Хвала была не редкой.
Знать, прожил жизнь не зря!

Детьми назваться могут.
И в том секрета нет;
Что выстраданный в родах, 
Мой каждый табурет…»

Представший прерван знаком.
(Знакомо бытиё)
«Завидую, однако,
Но… каждому своё!»

Тут мастер растерялся
«Я, что-то не пойму! –
Но храбрости набрался --
Завидуешь… чему???»

«Что ты так не услышишь
От многих табурет --
А в чём же смысл жизни?» --
Был мастеру ответ.