Станция "Мир" - как это было (часть 2)

mir_kos.jpg

Начало: Станция "Мир" - как это было (часть 1)

Во время проектирования станции много споров было о том надо ли иметь малогабаритные каюты для космонавтов. Мнения, как инженеров, так и космонавтов летавших на станцию, по этому вопросу расходились. Тем не менее, на станции «Мир» решено было сделать две мини каюты. На станции «Мир» учтен опыт предыдущих полетов. В салоне оборудована ремонтная мастерская, а инструмент сконструирован  специально для работы в невесомости.

 

Станция оборудована значительно более энергоемкой аппаратурой, чем ее предшественники. Чтобы обеспечить большую энергоемкость станции было установлено две панели солнечной батареи общей площадью около  90 кв.м. Т.е. в полтора раза больше чем на предыдущих станциях. Солнечные батареи имеют сложную систему продольного и поперечного раскрытия  створок каждой панели. Чтобы дополнительно увеличить энергосъемность батареи в качестве преобразователя солнечной энергии в электрическую  используются элементы не на основе кремния, а на основе осенида галлия. При создании этих батарей НПО «Квант», с учетом опыта предыдущих полетов, были разработаны специальные средства защиты элементов батареи. Так же планируется  установка панелей на дополнительных модулях станции.

 

Система энергопитания станции обладает еще одной особенностью: питание стало стабилизировано - изменение напряжения на шинах составляет +/-0.5В. Новая система обеспечивает более рациональное использование электроэнергии, позволяет увеличить ресурс в 3-4 раза.

 

Новые задачи потребовали и нового подхода к организации связи со станцией «Мир». На ее борту установлена специальная система передачи с использованием спутников ретрансляторов. При управлении станциями «Салют» уже привыкли к обязательным перерывам связи. На каждом витке перерывы бывают более часто, т.к. часть орбиты не проходит на территории Советского Союза, где расположены пункты управления. Кроме того каждые сутки связь прерывалась на несколько часов, т.к. некоторые ветки вообще не проходят над нашей территорией. Использование корабельных пунктов управления не могло значительно улучшить это положение.

 

Новая система на станции «Мир», названная ее создателями «Анталь» позволяет с помощью спутников ретрансляторов практически в любое время связаться с экипажем, вести управление станцией. Спутники ретрансляторы выведены на стационарную орбиту и не подвижны относительно Земли. В процессе полета станции система радиосвязи поочередно использует спутники ретрансляторы, переходя с одного из них, когда он начинает скрываться за горизонтом на другой.

 

Спутники ретрансляторы «Альтаир» созданы в «Красноярском научном производственном объединении прикладной механики».  Антенны принимают и передают сигнал на расстояние более 40 тыс.км. Антенна может устанавливаться в трех положениях необходимых для связи в каждый момент времени. Зеркало антенны постоянно отслеживает направление на спутник ретранслятор. Сначала по прогнозу «система управления», затем по сигналам «грубого пеленга» и в режиме «точного автосопровождения».

 

При создании остронаправленной антенны возникало много проблем: по уменьшению потерь в высокочастотном тракте передачи сигнала, по охлаждению мощной передающей аппаратуры, по созданию высокоточных приводов слежения.

«Альтаир» - это одновременно радиостанция и сложный космический аппарат со своими системами электропитания, терморегулирования, ориентации, управления, телеизмерения.

 

Для тестирования новой системы связи станцию «Мир» вывезли из здания монтажно-испытательного корпуса. Агрегатный отсек с остронаправленной антенной был укрыт от декабрьского казахстанского мороза специальной кабиной, в которой работали испытатели.  По командам вычислительного комплекса антенна «Антарес» была направлена на горизонт, где  неподвижно висел «Альтаир». Так же был организован радиомост связи между станцией «Мир» на Земле, «Альтаир» на стационарной орбите и центр управления полетами под Москвой в Калининграде. Все виды информации передавались по радиомосту отлично. Успешные испытания нового вида связи через спутник ретранслятор заметно вдохновили всех участников работ по подготовке к запуску станции «Мир».

 

На станции «Салют» аппаратура сближения «Игла» верой и правдой служившая космической технике на протяжении двадцати лет требовала разворотов станции и постоянной ее ориентации стыковочным узлом на сближающийся с ней космический аппарат. Такая схема сближения для станции «Мир» стала не выгодно. В самом деле, чтобы разворачивать такой сложный комплекс с большими угловыми скоростями, которые требуются при сближении нужны значительные запасы топлива. Более естественно, если станция будет неподвижной, а корабль маневренным.

 

В новой системе «Курс», созданной в НИИ «Точного приборостроения» учтен опыт эксплуатации системы «Игла». Увеличена надежность за счет резервирования, точность взаимного измерения параметров относительного движения, дальности, скорости, угловых скоростей. На последнем участке корабль приближается на расстояние 100-200 метров и затем выполняет маневр облета, чтобы выйти в зону стыковочного узла.

 

Для проверки стыковки модулей со станцией «Мир» в НПО «Энергия» был создан специальный электромеханический стенд «Конус». Стенд позволял резко менять параметры стыкуемых аппаратов. Теперь не нужно изготавливать специальные полноразмерные макеты станции, модулей, кораблей и подвешивать их на тросах для испытаний. Достаточно ввести в моделирующие блоки стенда их параметры. Достоинства отработки стыковки на стенде «Конус» это возможность проверки процесса в широком диапазоне режимов причаливания и при различных конфигурациях станции. Особенно это важно для постоянно наращиваемого комплекса станции «Мир».

 

Более девяти месяцев длилась работа со станцией на космодроме. Девять месяцев непрерывного напряженного труда по жесткому графику. Заданный срок пуска нужно было выдерживать обязательно. Окончательное взвешивание станции показало, что борьба за снижение ее массы до допустимого значения увенчалась успехом. Вопросы и возникшие замечания часто требуют принятия трудных и ответственных решений. По всем параметрам станция выдержала экзамен, но пока только на Земле.

20 февраля 1986 года , 0 часов 28 минут 23 секунды начался новый этап в истории космонавтики. В околоземном пространстве космический аппарат нового типа – постоянно действующая станция «Мир» .

Комментировать

_нолента: